hullam_del_ray (hullam_del_ray) wrote in russ_ad,
hullam_del_ray
hullam_del_ray
russ_ad

Category:

О Фэнтези

Повсеместное распространение фэнтези является серьёзным признаком упадка. Это переработанные мечты, фантазии, грёзы, которые более не находят воплощения в гиперреальности, то есть реальности, замкнутой на самой себя и не имеющей выхода в иное, трансцендентное измерение. Но инфантильных детей и взрослых надо чем-то насыщать, поэтому всё вокруг завалено суррогатом мифа – фэнтези. Это переработанное воображаемое, отходы исторического и сказочного мышления. Погружение в него настолько приятней обыденности, насколько Диснейленд комфортней Библии.

Среднестатистический книжный завален произведениями в жанре фэнтези, а в кино чуть ли не каждую неделю покзывают очередной блокбастер с драконами. Весь развитой мир с придыханием следит не за войной в Сирии, а за выходом нового сезона «Игры Престолов». Фэнтези, возникшее как развлекательное явление, как вещь для детей и подростков, завоевало планету. Тогда фэнтези стали артикулировать политические игроки. Правые и левые. Можно вспомнить лагеря Хоббитов в Италии 70-ых, где проходили тренировки боевиков, а образ волшебного Средиземья служил идеальным примером Золотого века. «Властелин колец» была единственной книгой, которую прочитал бешенный боевик Алессандро Алибранди прежде чем помереть от пуль карабинеров. Об этом хорошо написано в итальянской книге «Воображаемые фашисты». Там на обложке такие хоббит-реконструкторы изображены.

Левые тоже не заставили себя долго ждать. Если правые видели в Толкиене борьбу с индустриализмом, городами, капитализмом, пытались разглядеть оттенки расизма и антикоммунизм профессора, то левые увидели в эпическом Средиземье классовую борьбу. Публиковались даже целые памфлеты, где Толкиена отбивали у ксенофобов и расистов. В итоге левые победили, интеллектуально отжав профессора у молодчиков с кельтским крестом. Левым, впрочем, было не привыкать – ещё в Октябрьскую революцию в Россию приехал Артур Рэнси, вошедший в доверие к лидерам большевиков, а в будущем ставший известным детским писателем-фантазёром.

Смешение детского и политики, сказочного и реального, террористов и Властелина Колец, Рейгана и Толкиена лучше всего характеризует изменившееся время. Фэнтези стало политикой, а политика фэнтези. Людям гораздо проще помыслить существование выдуманной расы или то, что тёмный эльф может попасть на приём к Сталину, чем, скажем, мировую революцию или уничтожение капитализма. Опять же некоторые фэнтези-игры, вроде «Warcraft» имеют несравненно большую власть, чем некоторые государства. Вспомните, как первый мир заигрывался в «Skyrim» и почему он был малоизвестен в остальных странах.

Мы инфантильны, мы вечные восторженные дети, внимание которых поглощено отходами цивилизации, неспособной больше рождать великие теологические или революционные теории, но взамен производящую шедевры фэнтези-индустрии. Точка сборки мечты сместилась в подростковый вымысел, где проблему прыщей и хулиганов может решить волшебная палочка. Обратите внимание, что сюжет современных фэнтези, в отличие, скажем, от «Конана» Роберта Говарда, как правило начинается с истории неудачника, вдруг овладевающего невиданными силами. Например, Гарри Поттер. Реальный неудачник, которому может быть и сорок лет, ассоциирует себя с подростковым героем и тем самым компенсирует личную неуверенность.

И, что важно, фэнтези не заменило собой миф. Это не тождественные понятия. Миф его носителями понимается не как художественная система, а как аксиологическое, то есть ценностное основание мира. В миф реально верят. Если там сказано, что можно перешагнуть реку в специальных сапогах, значит так оно и есть. Фэнтези же предлагает вымышленный мир, который чётко отделяет себя от реальности, но на самом деле прочно с ней связан. Потому что фэнтези не даёт такой возможности, как миф – его функция рекреационна, вроде курорта или spa-салона. Фэнтези регенерирует воображение, которого мы теперь лишены. Слишком уж оно яркое, слишком уж его много, слишком уж часто оно цитируется и давно расползлось из узкой пубертатной ниши в космос и государство. Что и говорить, если у разных авторов регулярно носятся идеи о том, что хорошо бы писать «серьёзное фэнтези». Как у Достоевского, только с эльфами.

И мало кому приходит в голову мысль – а зачем? Почему нельзя просто писать, как Достоевский или ещё лучше? Но взрослым детям это неинтересно. Им нужен квиддич. А на фотографиях неофашистский лагерь «Хоббит» в Италии 70-ых. Лучше воспринимать фэнтези так, чем потреблять его в кинотеатрах.
Tags: АбаЖур, их свобода, кандидат на расстрел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments